RSS
people

Московиты живых детей едят!

«Пещное действо» в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный»
21.07.2003 13:26

Направляясь в 1200 году в Прибалтику с флотом и армией крестоносцев, католический миссионер епископ Альберт фон Буксхевден знал, как устранить мирно сосуществовавшие в регионе православие и язычество и убедить местное население в необходимости избрать западные ценности. Высадившись на месте будущей Риги, крестоносцы преподали «варварам» первый урок «цивилизации», взяв в заложники их детей. С благословения епископа Альберта захват детей стал обычной практикой католических рыцарских орденов в Прибалтике, а крестоносцы обрели прочную репутацию мучителей младенцев, слуг фараоновых и иродовых (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М-Л., 1938).

Хотя исторические документы не сохранили прямых свидетельств об истязаниях или убийствах детей-заложников, не обязательно быть священнослужителем или врачом, чтобы осознать глубину психологических травм, которые отразились в народных сказаниях о борьбе с Тевтонским орденом. Знаменательно, что жестокую борьбу с крестоносцами в середине XIII века возглавило поколение детей-заложников. Легендарные герои Геркус Мантас и Скомантас, в детстве плененные немецкими рыцарями и воспитанные западными миссионерами, стали самыми непримиримыми врагами католичества.

Убийцами младенцев крестоносцы предстают и в древнерусской литературе. В 1269 и 1299 годах тевтонские инквизиторы сожгли псковских детей, укрывшихся в Снетогорском и Мирожском монастырях (Средняя редакция «Повести о Довмонте», В.И.Охотникова, Повесть о Довмонте. Исследование и тексты, Л., 1985). В 1406 году во время осады крепости Воронич близ Пскова немцы «наметаша две лодьи детских трупов». «Не бывала прежде пакость такова», — отмечает летописец (1-я и 3-я Псковские летописи, ПСРЛ, том V, 1-2, М., 2000).

Своеобразное обобщение исторических фактов осуществлено кинорежиссером Эйзенштейном и композитором Прокофьевым в кинофильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный». В «Иване Грозном» польский король Сигизмунд II Август, его придворные, а также ливонские братья-рыцари рассуждают о «суевериях московитов»: «Варваров московских в семью просвещенных народов Запада нельзя допускать. Московиты живых детей едят!». В «Александре Невском» дан собирательный образ крестоносцев с их традицией захвата детей-заложников. Въезжая в освобожденный Псков Александр Невский берет на руки спасенных детей. Параллель с библейским «Пещным действом» очевидна: русский святой воин подобен ангелу, спасшему трех отроков из огненной печи, в которую дети были ввержены нечестивыми халдеями.

В «Иване Грозном» травмам детства, предопределившим судьбу Ивана, посвящена музыкальная и зрительная тема «Шуйский и псари». Психоаналитический пролог к двухсерийной кинокартине помимо воли Эйзенштейна и Прокофьева не вошел в окончательную экранную версию. Краткие фрагменты пролога были использованы в том эпизоде второй серии, когда Иван в беседе с Филиппом Колычевым вспоминает свое детство. Однако музыка эпизода «Шуйский и псари» стала одним из главных лейтмотивов фильма. Тема детей-заложников представлена детством Ивана, боярским заговором против младенца Дмитрия, трагедией ребенка по уму Владимира Старицкого. Тема усилена «Пещным действом» о трех отроках в пещи огненной. В заключительной сцене фильма психопатический круг насилия замкнулся, соединив воедино детство Ивана и его сына Дмитрия с предсмертным испугом в глазах убиенного Владимира Старицкого.

В своем совместном творчестве русские кинорежиссер и композитор достигли духовных глубин. При этом не столь важно, что историческому епископу Альберту фон Буксхевдену не пришлось казнить детей-заложников. Например, в созданной Кеном Расселом киноверсии рок-оперы Пита Тауншенда «Томми» не ясно, было ли убийство капитана Уолкера Норой и Фрэнком реальным событием. Но травма, которую мать и отчим наложили на сознание ребенка, была вполне реальной. До 12-летнего возраста запечатление в подсознании неправды взрослых бывает предельно ярким и сильным. Нельзя делать детей заложниками грехов взрослых, — об этой истине напоминают как церковное «Пещное действо», так и фильмы Эйзенштейна и Прокофьева.

Юрий КЛИЦЕНКО

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: http://english.pravda.ru/science/19/95/380/10565_crusader.html
Правда.Ру

Комментирование закрыто.